Методическая система учителя
Моя миссия как учителя – воспитать человека, способного жить и успешно действовать в стремительно меняющемся мире, реализуя свои творческие возможности и уважая других людей. Моя цель как учителя начальных классов - научить каждого ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Не менее важная цель – поддерживать интерес детей к учению. ИКТ дают мне новые возможности, позволяя вместе с учениками получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий погрузиться в яркий красочный мир, обеспечить положительную мотивацию обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста.
- Основным «коньком» моей профессиональной деятельности я считаю внедрение в урочную и внеурочную деятельность метода проектов с использованием ИКТ. Моя проектная деятельность является неотъемлемой частью инновационной образовательной системы учебно-методического комплекта «Диалог», который разрабатывается РГПУ им. А.И.Герцена совместно с издательством «Дрофа», а также с проектной деятельностью школы, апробирующей УМК «Диалог» в качестве школы-лаборатории. Я лично принимала активнейшее участие в апробации учебников по литературному чтению нового УМК. Курс литературного чтения даёт возможность широко применять метод проектной деятельности. Особенностью моих проектов является взаимосвязь программного материала урока и внеурочной деятельности для достижения метапредметных результатов. Важной частью (фундаментом) становятся занятия, формирующие ИКТ-компетентность в начальной школе. Применение ИКТ в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации. В результате реализации проектов я формирую у учащихся особую культуру проектной деятельности, что является благоприятной средой для развития всех субъектов образовательного процесса.
В моей работе я организовываю образовательную деятельность так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работая на уроке, хотел и смог проявить себя во внеурочной деятельности, видел плоды своего труда и мог их оценить. Появление информационных технологий вносит новый элемент в содержание воспитательной работы, делает ее современной, привлекательной для ребенка. Эффективное использование информационных технологий, в том числе и компьютерных в воспитательном процессе позволяет перейти от объектных отношений к субъектным, т. е. обеспечить самостоятельную активность ребенка в постижении мира.
Какие задачи я ставлю перед собой, когда говорю об использовании информационных технологий в учебном и воспитательном процессе для формирования основ информационной компетентности:
- снизить уровень тревожности;
- повысить самооценку ребенка;
- добиться положительной «Я – концепции»;
- активизировать познавательный процесс;
- повысить комфортность пребывания ребенка в школе.
Как добиться их решения?
Проектная деятельность на сегодняшний день – это одна из эффективных форм взаимодействия ученика, учителя, воспитателя ГПД, родителя. Но, как и многие новые педагогические технологии, этот метод немыслим без применения информационных технологий, компьютерных, в первую очередь.
Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:
- расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
- находить источники информации;
- извлекать информацию, относящуюся к теме;
- планировать работу над проектами;
- сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
- доводить начатое дело до конца;
- публично излагать свои мысли;
- лучше понимать себя.
Создаваемые моими учениками проекты очень разнообразны: творческие, ролевые, прикладные и т.д. В предложенной мною теме ребенок ищет свой интерес и представляет его в виде реферата, доклада в рукописном либо печатном виде. Некоторые дети находят информацию в Интернете с помощью родителей, отбирают заинтересовавший их материал, а затем учатся оформлять эти работы в программах Word, Power Point – создавая слайды, представляя и обсуждая их достоинства. Например, были созданы проекты по темам:
- - «Правилам движения – наше уважение», коллективная работа учеников 4 класса о правилах дорожного движения, адресованная первоклассникам;
- - «Тайна планеты чисел», коллективная работа учеников ко Дню науки и проектов;
- - «Дикие и домашние животные», индивидуальные работы учеников 4 класса, адресованные будущим первоклассникам;
Информационные умения, формируемые на уроках, учащиеся также применяют в социальном проекте «Ученик года» который в школе веду лично я. Этот проект реализуется в течение учебного года и направлен на саморазвитие учащихся. Он помогает ребенку лучше понять самого себя, свои возможности, способности и интересы. Так, например, на отборочном туре проекта «Ученик года», представляя сведения о себе, ребята готовят презентацию «Это - я!» в форме фотохроники, печатных сочинений, используя компьютерную технику. Имена победителей проекта заносятся в электронную Книгу Почета, а также информация о ходе конкурса сообщается на школьном сайте. Участие школьников в этих проектах позволяет совершенствовать различные коммуникативные навыки, умения добывать, перерабатывать, представлять информацию. Все это является важной составляющей информационной компетентности.
- Также наличие хорошего компьютера в классе вкупе с интерактивной доской QOMO и плазменной панелью дают мне возможность использовать его во время уроков для работы с обучающими дисками, выводить на экран подготовленные мною и учениками интерактивные компьютерные задания и презентации по различным предметам, использовать разработки, выложенные в свободном доступе в интернете. Например, в 1 классе помимо своих разработок и презентаций я использую мультимедийные приложения к программе «Перспектива» и мультимедийное приложение «Азбука» http://www.biosvyaz.com/azbuka.php. Мультимедийные приложения следуют содержанию учебников и позволяют не только повысить эффективность обучения, но и решить задачи развития навыков правильной речи, активизации памяти, внимания, снизить психоэмоциональное напряжение и др. Компьютерные программы просты в использовании, и дают возможность работать в режиме мультимедийного БОС-обучения со всем материалом, представленным в учебниках с классом и индивидуально, с применением интерактивной доски, мультимедийного экрана или монитора компьютера, а так же для выполнения домашнего задания дома. В связи с этим ускоряется процесс обучения грамоте. Дети идут в школу с удовольствием. Во 2-ом классе количество программ – помощников возрастает. Вместе с этим я начинаю знакомить детей с азами построения простейших презентаций, а в 3-ьем и 4-ом классах дети уже выполняют презентации самостоятельно. Особенно увлекательно это происходит при проведении различных проектов. В частности, при демонстрации рассказа о себе в социальном общешкольном проекте «Ученик года» и исследовательской деятельности в проектах по окружающему миру.
- Интерактивная доска стала незаменимым помощником, все открытые уроки к семинарам, данные мною в последние годы, проводятся с её активным использованием. Это и уроки технологии по робототехнике с конструкторами LEGO Education WeDo, которые дают возможность ученикам собрать и запрограммировать простые модели LEGO через приложения в компьютере, и уроки математики и окружающего мира с помощью ЛабДиска-Гломир, и даже занятия по правилам дорожного движения, на которых дети с увлечением знакомятся с правилами и знаками, выходя к интерактивной доске и выполняя интерактивные задания.
В своей работе я использую компьютер как средство для составления проверочных, самостоятельных работ, дополнительных заданий для уроков. Часто распечатываю и раздаю ученикам составленные вместе с ними алгоритмы для решения задач, уравнений, тестов по математике, алгоритмы применения правил русского языка, создаю наглядный материал, который вывешиваю в классе над доской. Всё это сильно экономит моё рабочее время, повышает эффективность учебного процесса и приучает детей к чёткости и аккуратности. В последнее время, я использую компьютер и интерактивную доску для упрощения проведения уроков развития речи, т. к. с их помощью урок становится более наглядным.Так же с помощью компьютера очень легко подготовить индивидуальный раздаточный материал и варьировать уровни трудности, учитывая особенности отдельных учащихся.
Работа с применением ИКТ учит моих учеников анализировать и алгоритмизировать свои действия, строить логические рассуждения, доводить дело до конца. Главное показать детям, что компьютер и интерактивная доска – не только и не столько средство для развлечения, а умные друзья и помощники в учёбе и жизни. Отмечу выгодные особенности использования ИКТ на уроке:
- сокращается время при выработке ЗУНов учащихся;
- увеличивается количество тренировочных заданий;
- достигается оптимальный темп работы ученика;
- легко достигается уровневая дифференциация обучения;
- учащийся становится субъектом обучения, ибо ИКТ требуют от него активного участия;
- обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;
- диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.Компьютер позволяет мне расширить возможности обычного урока, демонстрировать учащимся красочные чертежи и проводить построения “в реальном времени”, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Это позволяет свести работу учащихся на компьютере к разумному минимуму, эффективно провести объяснение нового материала, сформировать верные представления об изучаемом объекте, провести работу по развитию речи и мышления учащихся.
На мой взгляд, с введением в учебный процесс ИКТ возросла информационность, эстетичность, наглядность моих уроков и проектов, что повышает качество обучения в вверенном мне классе.